В XX столетии завораживающие людей явления видоизменялись в
соответствии с духом времени. Сейчас паранормальные случаи
происходят с самолетами, океанскими судами, автомобилями,
фотоаппаратами и кинокамерами, магнитофонами, телефонами и
компьютерами, т.е. со сложными техническими устройствами. В то же
время изучение паранормальных явлений требует научных знаний,
которые появятся лишь в будущем. Как любое утверждение в физике или
химии требует тщательного профессионального исследования для
доказательства его справедливости, так и сообщения о
сверхъестественном сейчас изучаются в научных лабораториях. Однако
использование науки для глубокого понимания физического мира - это
одно из средств познания. Давнее стремление проникнуть 6 суть
человеческой природы может увенчаться успехом лишь благодаря
знаниям, выходящим за пределы современной науки.
Призраки Версаля
В 1901 г. две ученые дамы из Англии, Эн-ни Моберли и Элеонор
Джордейн, посетили дворец в Версале. Это событие осталось
неизгладимым в памяти обеих. Прохаживаясь по прилегающему к дворцу
парку, они были удивлены причудливостью костюмов, в которые были
облачены садовые служащие. Некоторое время спустя Энни Моберли
заметила женщину в старомодном платье, которая рисовала. Обе
туристки чувствовали странную подавленность.
Женщины были под впечатлением от театральности увиденного и,
заинтересовавшись историей дворца, пришли к заключению: они
прогуливались по парку XVIII столетия. Многие здания уже не
существовали или были перестроены. Люди появлялись через двери,
которые не открывались на протяжении многих лет. Рисующая женщина
была, вероятно, Марией-Антуанеттой, женой Людовика XVI; последний
раз она посетила Версаль в 1789 г. Обе дамы были убеждены, что они
совершили путешествие в прошлое, во времена Французской революции.
Сомнения появились в 1911 г., когда было опубликовано сообщение под
заглавием «Странное происшествие». В нем говорилось, что Энни
Моберли неоднократно заявляла о переживаемых ею паранормальных
явлениях. В воспоминаниях обеих женщин также отмечались расхождения.
Высказано было предположение, что их знание французской истории и
Версальского дворца было более глубоким, чем каждая из них
предполагала: не исключено, что пережитое ими основано на
подсознательном воспоминании, почерпнутым из книг или картин.
Многое в этой истории говорит за то, что описанные события все же
имели место. Англичанки сообщают весьма точные подробности,
касающиеся планировки садов, одежды людей и архитектурных
особенностей дворца того времени. Вряд ли у них был доступ к
документам, в которых содержатся такие детали; подобные источники
часто хранятся в малоизвестных архивах. Наконец, они были не
единственными, кто видел нечто подобное. В 1908 г., еще до
опубликования «Странного происшествия», три члена семьи Крук, дом
которых был обращен к дворцовому парку, дважды видели кого-то,
похожего на «рисующую женщину». О других людях в старинных платьях
сообщалось вновь в 1932, 1938,1949 и 1955 гг. Похоже, такие истории
исключают возможность рационального объяснения: например, можно было
бы объяснить костюмы веселой компании тем, что она идет на маскарад,
но архитектурные несоответствия не объяснишь никак.
Интересно, что 10 августа 1901 г., в день посещения дворца двумя
англичанками, над Европой отмечались электромагнитные бури. Сейчас
признано, что на человеческое поведение оказывают влияние погодные
условия, которые могут вызывать галлюцинации у людей с повышенной
чувствительностью. * Время
Объекты материализуются
Имя австралийского медиума Чарльза Бейли (около 1870 - 1947) чаще
всего упоминается в связи с его способностью создавать аппорты -
некие странные удаленные объекты, которые материализовы-вались в
помещении, где проходили сеансы. Он был членом мельбурнского кружка
спиритуалиста Томаса Стэнфорда, богатого американского бизнесмена и
брата основателя Стэнфордского университета.
В 1903 г. Бейли принял участие в ряде заседаний, организованных
врачом Чарльзом Маккарти в Сиднее. На них присутствовали 30 человек.
Бейли всегда обыскивали, впрочем, не раздевали, а затем помещали в
холщовый мешок, который крепко завязывали у шеи и запястий. Руки он
просил оставить свободными, чтобы «принимать хрупкие аппорты». Когда
сеансы не проводились, входить в комнату разрешалось лишь Маккарти и
двум его помощникам. Всего появилось 54 аппорта, среди которых были
дощечки с надписями, маленькие птички, монеты, полудрагоценные
камни, газета на арабском языке, краб и большая умирающая акула.
Хотя Маккарти в книге «Строгие тесты в оккультных науках» (1904)
исключал обман, многие считали представления Бейли подозрительными.
Музейные эксперты утверждали, что старинные предметы были
поддельными. Тем не менее в период своего расцвета, с рубежа веков
вплоть до смерти в 1947 г., Чарльз Бейли все же стал знаменитостью в
Мельбурне и Сиднее, где он примерно раз в неделю устраивал
магические сеансы. Бейли подвергался проверке в Австралии, Англии и
европейских странах, и часто его уличали в мошенничестве. Он купил
двух «птичек для аппортов» непосредственно перед сеансом во Франции,
а в 1914 г., когда во время сеанса в Сиднее четыре человека
«материализовались», какой-то зритель, схвативший одного из них,
обнаружил, что у него в руках тонкая москитная сетка.
Чтобы избежать дальнейших проверок используемых им сомнительных
методов, Бейли стал скрываться под именем медиума Миллса-Таннера. *
Сеансы
Мистерия в Уэльсе
В 1905 г. в Уэльсе во время кратковременного возрождения веры
явление под названием «огни Эгрина» стало настоящей сенсацией. Огни
связывали с именем миссис Мэри Джонс, которая была проповедницей при
небольшой часовне в Эгрине, между городками Бармаут и Гарлек.
Свидетели видели свечение как внутри, так и снаружи дома,
появлявшееся всякий раз, как она читала проповедь.
Корреспондент газеты «Дэйли мэйл» в Эгрине писал об «огненном шаре»,
который он видел на высоте 15м над крышей часовни. «Шар излучал
ровное, яркое, желтое свечение и не двигался... Вдруг он исчез,
продержавшись около полутора минут... затем вспыхнули два огня, по
одному с каждой стороны часовни... Они излучали яркий и ровный свет
в течение 30 секунд». Другой свидетель, врач, вспоминает, как он
видел «светящийся шар размером с блюдо для сыра» над часовней в
Либеносе, недалеко от Брекона, и на значительном расстоянии к югу от
Эгрина, когда проповедница читала там проповедь. Три
священнослужителя видели, как огненные шары воспарили с поверхности
земли и взорвались неподалеку от того места, где Мэри Джонс читала
проповедь.
Уважаемый журналист из другой газеты, «Дэйли миррор», возвращаясь на
поезде со священником и еще тремя пассажирами после богослужения,
писал, как «мягкое мерцающее свечение заливало дорогу и на
расстоянии 20 ярдов (примерно 18м) можно было видеть каждую палку и
камень... Казалось, будто между землей и небом вдруг выросло
какое-то огромное тело, которое излучало изнутри поток света. Но
стоило мне приглядеться, как оно исчезло и все опять погрузилось в
темноту».
Некоторые утверждают, что свечение в том месте было видно в течение
многих лет до того, как Мэри Джонс стала жить в Эгрине. Крохотная
часовня расположена неподалеку от болотистых мест, известных своими
блуждающими огоньками, фосфоресцирующим светом, который
перепархивает или парит над топью в ночное время и вызван спонтанным
сгоранием метана и других газов, образуемых при гниении
растительности. Но все же таинственное свечение в Эгрине до конца
никогда не было объяснено.
Связь с потусторонним МИРОМ
В 1882 г. группа ученых из Кембриджкого университета образовала
Общество исследования психических явлений. Особый интерес оно
проявляло к жизни после смерти и собирало сведения о привидениях и
случаях контактирования с умершими посредством медиумов.
Организаторы общества Генри Сидгуик, Фредерик Майерс и Эдмунд Гарни
знали, что «свидетельства» о фактах посмертного существования могли
быть поводом для обвинения в мошенничестве или галлюцинациями, они
нередко интерпретировались как случаи телепатической связи между
живыми.
Гарни умер в 1888, Сидгуик - в 1900, а Майерс - в 1901 г. Члены
общества Элис Джонсон и Джон Пиддингтон продолжили исследования и
работали с Леонорой Пайпер, медиумом из Америки, которая получала
послания посредством непроизвольного (автоматического) начертания
текстов. Она и другие медиумы снабжали общество многочисленными
копиями сообщений, которые, как считалось, посылались им из
потустороннего мира.
В 1901 г., вскоре после смерти Майерса, живущая в Индии Элис Киплинг
Флеминг сообщила, что Майерс передавал ей послания. Сам по себе этот
факт ни о чем не говорил, но затем один исследователь обнаружил, что
записи, поступавшие от медиумов из Англии, Америки (от миссис Пайпер)
и Индии, являются фрагментами одного текста, как в детской
головоломке в виде картинки, собираемой из квадратиков: послания от
двух медиумов не имели никакого смысла, пока не добавлялся
недостающий фрагмент от третьего. К сожалению, источник посланий, за
которого обычно принимали Майерса, передавал чрезвычайно сложные
сообщения, которые были связаны с его обширными знаниями античной
литературы. В 1906 г. Пиддингтон через миссис Пайпер предложил «Майерсу»
провести замысловатый эксперимент. В течение нескольких недель
медиумы, находясь далеко друг ,от друга, посылали «Майерсу» заранее
подготовленные фрагменты.
Говорили, что сообщения поступали от Сидгуика и Гарни, как и от
Майерса, с некоторыми перерывами вплоть до 20-х годов. Возможно, они
пытались сказать своим живым коллегам, что человек как личность
продолжает жить после смерти телесной оболочки.
21 марта 1875 г., в Вербное воскресенье. Бальфур тяжело переживал
потерю и никогда не вступал в брак.
Вскоре после смерти Фредерика Май-ерса в 1901 г. стали поступать
послания. Его друг Маргарет Веррал, которая читала лекции по
античной филологии в Кембриджском университете в Англии, стала их
получать в виде текстов на греческом и латинском языках, а также в
криптографических символах. В течение нескольких лет медиумы,
включая Элис Киплинг Флеминг, сестру Редьярда Киплинга, и Уи-нифрид
Кум-Теннант, сообщали о связи с
Майерсом и другими душами. Большинство медиумов не имели никаких
контактов между собой и ничего не знали о любви Артура Бальфура к
Мэри Литлтон.
Тем не менее складывалось впечатление, что послания из
потустороннего мира сосредоточивались на сведениях, известных только
Артуру Бальфу-ру как от самой Мэри, так и от ее брата Фрэнсиса,
который был убит в Альпах в 1882 г. Мэри Литлтон называлась в этих
посланиях Вербной девой; Артур - Преданным рыцарем. Любое упоминание
о раковинах моллюсков, например, было связано с фамильным гербом
Мэри. Эти символы и другие иносказательные упоминания были
бессмысленны сами по себе и обретали смысл только в связи с Мэри и
Артуром.
Артур Бальфур в 1912 г. стал посещать сеансы Уинифрид Кум-Теннант.
Мэри пыталась передать ему, что ее любовь неизменна. В 1929 г.
Кум-Теннант сообщила Бальфуру, что ей было видение его возлюбленной,
которая сказала, что она была «там» со своим умершим братом и что
Артур никогда не был одинок - она оставалась «абсолютно живой, самой
собой и неизменной».
Артур Бальфур умер 19 марта 1930 г. Подробности события,
случившегося в Вербное воскресенье, не разглашались до 1960 г.
Думая, что он сходит с ума, художник продолжал писать картины в
стиле Джиф-форда. В 1907 г. он поехал повидать Джеймса Гислопа,
президента Американского общества исследования психических явлений.
Заседания с участием нескольких известных медиумов убедили Томпсона,
что он, не теряя рассудка, каким-то образом был в контакте с духом
Джиффорда. Состояния транса, которые испытывал художник, открыли ему
подробности жизни Джиффорда, известные только его вдове.
Осенью того же года Фредерик Томпсон посетил Нью-Бедфорд (штат
Массачусетс) и увидел многие пейзажи, которые мысленно представлял.
Ему попалось одно необычное дерево, на котором были инициалы «К..S.G.
1902», и голос вновь заговорил в нем.
Возможно, эти состояния были чем-то вроде психологического
заклинания, ибо Томпсон завершил свой «джиффордский период» и стал
преуспевающим художником и скульптором, творя в своей собственной
манере. Он умер в Майами (штат Флорида) между 1927 и 1935 гг.
Случай с Томпсоном - не единственный пример искусства,
вдохновленного потусторонними силами. Через три месяца после смерти
Пабло Пикассо в 1973 г. стали считать, что он начал работать,
используя англичанина Мэтью Маннинга, которым также «владели»
художники 06-ри Бердсли, Беатрис Поттер и Айзек Оливер, миниатюристы
елизаветинской эпохи. Еще один пример - бразильский художник Луиз
Гаспаретто, который в 1978 г. впал в транс и быстро написал 21
картину в манере Пикассо, Сезанна и Ренуара.
Кошмарные чудовища
Появление некоторых существ не поддается разумному объяснению
В январе 1909 г. жители Пенсильвании и Нью-Джерси сообщали о
страшном призраке - наполовину человеке, наполовину летучей мыши,
прозванном Дьяволом Джерси. 17 января начальник почтового отделения
в Бристоле (Пенсильвания) Э.У. Минстер видел его летящим через реку
Делавэр и «излучающим свечение, подобно парящему огню... Голова его
была похожа на баранью, с закрученными рогами. У чудовища были
длинные тонкие крылья и короткие ноги... при этом он издавал
заунывный душераздирающий крик - некое сочетание гоготанья и
свиста».
Почти 60 годами позже подобное крылатое чудовище, похожее на летучую
мышь, с красными светящимися глазами, видели в Пенсильвании и
Западной Вирджинии. Его прозвали Мотмен (Человек-мотылек). Впервые
он появился близ Пойнт-Плезанта (Западная Вирджиния) 15 ноября 1966
г. Четверо молодых людей в припаркованном автомобиле были напуганы
чудовищем серого цвета, почти двухметрового роста, тяжело ступавшим
в темноте и закутанным в плащ. У него не было головы, а два красных
глаза находились на уровне плеч. Как только автомобиль сорвался с
места, Мот-мен расправил свой «плащ», поднялся в воздух и погнался
за ним с пронзительным криком.
13 месяцев Мотмен наводил ужас на обитателей того района, а затем
исчез. Бывший морской пехотинец Дэвид Гауэр сообщил писателю Мартину
Кейди-ну о неожиданной встрече с таинственным существом во
вьетнамских джунглях.
14 декабря 1974 г. Гауэр и пятеро морских пехотинцев высаживались на
берег из речного бота и столкнулись с тремя светящимися чудовищами
ярко-желтого цвета и ростом примерно 2,5 м. У них были плоские лица,
прорези вместо носа и змеиные глаза. Трехпалые руки заканчивались
длинными когтями. Позже на земле были обнаружены следы трехпалых
стоп. Гауэр выпустил 20-зарядную обойму в одно из чудовищ, но оно
стояло, «подергиваясь», а затем бросилось в погоню за пехотинцами.
Скаковые лошади. Другое странное животное появилось в ночь на 17
ноября 1974 г. близ г. Болд-Маунтин (штат Вашингтон). То, что
увидели автомобилисты в свете фар, было размером с лошадь. Четыре
шершавые ноги были сплошь покрыты отростками. Из головы, похожей на
футбольный мяч, выступал штырь, как антенна, и при этом существо
излучало ужасающее зеленое свечение.
Весной 1966 г. Джон Фаррел и Маргарет Джонсон, проезжая на
автомобиле мимо владений лорда Диллона в графстве Лаут (Ирландия),
заметили впереди неясные очертания огромного чудовища. Вначале они
подумали, что это гигантская лошадь, но затем увидели странное
злобное человеческое лицо. Чудовище стояло посреди дороги,
уставившись выпученными глазами, а затем исчезло. В ирландской
мифологии существовало ужасное чудовище - пука, которое часто
представлялось в образе злобной лошади или пони, но водители
автомобилей вряд ли думали, что встретят его на современной
магистрали.
Ящерочеловек. Не ожидали автомобилисты и встречи с монстром,
появившимся из болот Южной Каролины. 29 июня 1988 г. Кристофер
Дэйвис увидел приближавшегося к нему двуногого монстра. Дэйвис успел
вскочить в автомобиль, но чудовище попыталось открыть его дверцу.
Позже Кристофер рассказал, что оно было ростом более 1,8 м и имело
зеленую чешуйчатую кожу, красные светящиеся ' глаза, трехпалые
ступни и по три пальца с когтями на каждой руке. На теле Дэйвиса
остались царапины. Пресса окрестила чудовище ящерочеловеком.
Могут ли эти монстры быть продуктом застойных процессов в эволюции?
Это единственное объяснение существования гималайского йети
(снежного человека) и американского бигфута (большеногого) Однако
эти чудовища выглядят почти обычными по сравнению с Дьяволом из
Джерси, Мотменом, пукой и ящерочеловеком.
|