Испытания в Пенемюнде
Первые сведения о секретной программе нацистов по созданию
летательных аппаратов совершенно нового типа появились сразу после
окончания войны. В частности утверждалось, что «летающие диски»
Третьего рейха были построены и испытаны на полигоне Пенемюнде. С
какого-то момента из-за нехватки рабочей силы начальник полигона
генерал Дорнбергер для ряда работ стал привлекать узников
специального концентрационного лагеря КЦ-4А. Вот что рассказал один
из них.
«В сентябре 1943 года мне довелось стать свидетелем одного
любопытного случая... На бетонную площадку возле одного из ангаров
четверо рабочих выкатили круглый аппарат, похожий на перевернутый
тазик, опиравшийся на маленькие надувные колеса и имевший в центре
прозрачную каплеобразную кабину.
Невысокий грузный человек, судя по всему руководивший работами,
взмахнул рукой, и странный аппарат, отливавший на солнце серебристым
металлом и вместе с тем вздрагивающий от каждого порыва ветра, издал
шипящий звук, похожий на работу паяльной лампы, и оторвался от
бетонной площадки. Он завис где-то на высоте 5 метров. На
серебристой поверхности четко проступили контуры строения аппарата.
Через какое-то время, в течение которого аппарат покачивался вроде «ваньки-встаньки»,
границы контуров аппарата постепенно стали расплываться. Они как бы
расфокусировались. Затем аппарат резко, словно юла, подпрыгнул и
змейкой стал набирать высоту. Полет, судя по покачиванию, проходил
неустойчиво. И когда налетел особенно сильный порыв ветра с Балтики,
аппарат перевернулся в воздухе, стал терять высоту. Меня обдало
потоком смеси гари, этилового спирта и горячего воздуха. Раздался
звук удара, хруст ломающихся деталей... Тело пилота безжизненно
свисало из кабины. Тут же обломки обшивки, залитые горючим,
окутались голубым пламенем. Обнажился еще шипящий реактивный
двигатель - и тут же грохнуло: видимо, взорвался бак с горючим...»
О подобном аппарате дали показания и девятнадцать бывших солдат и
офицеров вермахта. Осенью 1943 года они наблюдали испытательные
полеты какого-то «металлического диска диаметром 5-6 метров с
каплевидной кабиной в центре».
Судя по описанию, в этих сообщениях речь идет о так называемом
«Летающем блине» (или его прототипе) с вертикальным взлетом
конструктора Циммермана. Он был построен в 1942 году и обладал
скоростью горизонтального полета более 700 км/час.
"Колесо с крылом"
Однако «Летающий блин» Циммермана был лишь одной из моделей (и не
самой совершенной) нового летательного аппарата. До наших дней дошла
информация о восьми технических проектах, которые можно
классифицировать как проекты «летающих дисков». Первый из них -
проект дискообразного вертолёта - получил название «Модель-1 (Колесо
с крылом)». Существует информация, что этот аппарат прошёл испытания
в феврале 1941 года близ Праги..
«Колесо с крылом» считается первым в мире аппаратом вертикального
взлета. По конструкции он напоминал велосипедное колесо. Вокруг
кабины вращалось широкое кольцо, роль спиц которого играли
регулируемые лопасти. Их можно было устанавливать в необходимые
позиции как для горизонтального, так и для вертикального полета.
Пилот сидел как в обычном самолете, затем его положение изменили на
почти лежачее. Главным недостатком аппарата стала значительная
вибрация, вызываемая дисбалансом ротора.
«Фау-7»
В течение войны немецкие инженеры разработали два
усовершенствованных варианта «Колеса с крылом». Первая модификация
получила официальное обозначение V-7 (Фау-7) и разрабатывалась в
рамках программы по созданию «Оружия Возмездия». У этой модели была
повышена мощность двигателей, увеличены запасы топлива. Для
стабилизации использовался рулевой механизм, подобный самолетному
(вертикальное оперение).
Испытания «Фау-7» состоялись 17 мая 1944 года близ Праги.
Технические характеристики «Фау-7» поражали воображение. Он имел
скороподъемность 288 км/ч при горизонтальной скорости в 200 км/ч.
Вторая модификация, получившая название «Дисколёт», была собрана на
заводе «Ческо Морава» и испытана 14 февраля 1945 года.
«Диск Белонце»
«Диск Белонце» был создан в течение 44 - 45-го годов усилиями
объединенной группы под руководством Белонце, Шривера и Мите как
конструкторов самого аппарата и Шаубергера как конструктора главного
двигателя. В работе принимали участие ученые «Зондербю-ро-13» и
общества Туле, а также интернированные специалисты из различных
стран. Были разработаны несколько вариантов конструкции диска: на
реактивной тяге, на комбинированной (реактивные двигатели + вихревой
двигатель Шаубергера). Возможно, предлагался и проект
антигравитационного ЛА.
В качестве подъемных двигателей использовались 10 авиационных ГТД,
вероятно, серийно производившиеся Юмо-004Б или БМВ-003. Механизмы,
напоминающие насосы, представляли собой реактивные установки,
работающие на разложении перекиси водорода, конструкции Г. Вальтера.
Они придавали ЛА горизонтальную скорость.
Диск диаметром 68 метров был создан в единственном экземпляре. ЛА
диаметром 38 метров представлял собой макет в масштабе 1:2. Вихревой
двигатель или двигатели не являлся электромагнитным или
антигравитационным, а представлял собой устройство для создания и
управления смерчем (вращающимся водяным тором), внутри корпуса
двигателя. Двигатель потреблял воздух, который сжимался и
выбрасывался через сопла, создавая тягу. Водяной тор внутри
двигателя, как и обычный природный смерч, генерировал большую
разность потенциалов и создавал электромагнитные помехи системе
управления диска. Известно, что Шаубергер работал над проектом
двигателя с начала Второй мировой войны. И, видимо, ещё тогда начала
разрабатываться помехозащищенная система управления, законченная к
1943 году.
19 февраля 1945 года «Диск Белонце» совершил свой первый и последний
экспериментальный полет. За 3 минуты летчики-испытатели достигли
высоты 15 000 м и скорости 2200 км/ч при горизонтальном движении.
Диск мог зависать в воздухе и летать назад-вперед почти без
разворотов, для приземления же имел складывающиеся стойки.
Аппарат, стоивший миллионы, в конце войны был уничтожен. Хотя заводи
Бреслау (ныне Вроцлав), где он строился, и попал в руки наших
войск, это ничего не дало. Шривер и Шаубергер избежали советского
плена и перебрались в США.
В письме к другу в августе 1958 года Виктор Шаубергер писал:
«Модель, испытанная в феврале1945 года, 1 была построена в
сотрудничестве с первоклассными инженерами-специалистами по взрывам
из числа заключенных концлагеря Маутхаузен. Затем их увезли в
лагерь, для них это был конец. Я уже после войны слышал, что идет
интенсивное развитие дискообразных летательных аппаратов, но,
несмотря на прошедшее время и уйму захваченных в Германии
документов, страны, ведущие разработки, не создали хотя бы что-то
похожее на мою модель. Она была взорвана по приказу Кейтеля».
После войны Шаубергер работал над концепцией источника энергии,
основанного на создании водяного вихря в замкнутом цикле. Также он
продолжал разрабатывать теорию гидротурбин и гидроустановок
вихревого типа. В 1952 году Шаубергер и профессор Франц Пепель в
Штутгартском техническом колледже провели ряд опытов по исследованию
поведения водяных взвесей нерастворимых веществ в спиральном водном
потоке. Эти опыты были направлены на создание очистных сооружений,
основанных на явлении отжимания частиц из водяного объема в центр
спирали, в зону меньшего давления.
В 1958 году Шаубергер был приглашен в США, где ему было предложено
провести работу по воссозданию «Диска Белонце» и вихревого
двигателя, так как сохранились опытные образцы времен войны. Но он
отказался, сказав, что до подписания соглашения о разоружении ничего
нельзя обнародовать и что его открытие принадлежит будущему.
Одно время он был помещен в психиатрическую клинику, но благодаря
своевременному вмешательству друзей освобожден с неповрежденным
рассудком. Виктор. Шаубергер возвратился в Австрию и через 5 дней,
25 октября 1958 года, умер от сердечного приступа.
Фокке-Вульф-500: "Шаровая молния"
Дискоообразный вертолёт конструкции Курта Танка - одна из последних
моделей летательных аппаратов нового типа, разработанных в Третьем
рейхе, так и не был испытан. Под высокой бронированной пилотской
кабиной размещались вращающиеся лопасти большого турбовинтового
двигателя. Корпус типа летающее крыло содержал два воздухозаборника,
в верхней и нижней передних частях фюзеляжа. Дисколёт мог летать
подобно обычному самолету или, как вертолет, двигаться в любых
направлениях и зависать в воздухе.
В качестве вооружения на «Шаровой молнии» планировалось использовать
шесть пушек Маиаег МС-213 (20-мм с начальной скоростью 3300 футов в
секунду и скорострельностыо 1200 выстрелов в минуту) и четыре
8-дюймовых осколочно-зажигательных ракеты К100В8 типа «воздух -
воздух».
Дисколёт задумывался как многоцелевой: перехватчик, уничтожитель
танков, разведчик, взлетающий с позиций из леса недалеко от шоссе
Берлин - Гамбург (около Нового Руппина). «Шаровая молния» должна
была серийно выпускаться с 1946 года. Однако май 1945-го зачеркнул
эти амбициозные планы.
|